ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Преображение Господне
— праздник в честь Преображения Иисуса Христа перед учениками
на горе Фавор, один из важнейших христианских праздников,
один из любимейших праздников русского народа. Преображение
празднуется 6 августа (19 по новому стилю). Этот праздник
называют часто "вторым Спасом", так как всего пять дней
отделяют его от называющегося "первым Спасом" праздника
"Происхождение честных древ честного и животворящего
Креста", который справляется 1/14 августа. Существовал (и
существует) обычай святить в день Преображения первые плоды
нового урожая, за что праздник этот в народном обиходе
называют и "яблочным Спасом", о нем хорошо наслышаны и люди,
далекие от церковной жизни. Но в древности, (как и для
истинно верующих людей сейчас), несмотря на это название,
красивый обряд освящения плодов никогда не закрывал собой в
народном сознании то великое и таинственное событие, которое
празднуется в праздник Преображения и которое предстает в
его живописных образах. О Преображении Господнем
рассказывают три евангелиста - Матфей, Марк и Лука,
рассказывают точно и ясно, ни в чем не противореча друг
другу, но та тайна, которая всегда стоит за евангельским
рассказом, здесь особенно явственна и глубока. относит
Преображение к тому времени, когда Иисус Христос нес людям
свое учение, когда, окруженный учениками, проповедовал он
его, странствуя по стране, свершая чудеса и исцеления. И вот
однажды, как повествуют три евангелиста, он взял трех своих
учеников - Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними
на гору Фавор. И здесь Христос стал молиться и преобразился
перед ними. Лик его после молитвы излучал сияние, одежды его
сделались блистающими, "как снег" "как на земле белильщик не
может выбелить", — уточняет евангелист Марк. И явились к
Иисусу Христу Илия с Моисеем - ветхозаветные, описанные в
Библии пророки, и беседовали с ним, обсуждая, когда быть его
исходу в Иерусалиме. Тогда Петр сказал: "Раввин (Учитель!)
Хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи (шалаша, жилища):
Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии". "Ибо не знал, что
сказать, потому что они были в страхе", — добавляет Марк.
Когда Петр еще говорил, облако осенило их, и раздался из
него глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, так Его
слушайте". И услышав, ученики от страха "пали на лица свои".
Но Иисус сказал им: "Встаньте и не бойтесь". И когда встали,
то уже ничего не было. А когда сходили с горы, велел им:
"Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий
не воскреснет из мертвых". Таинственное подтверждение своей
божественной природы явил Иисус Христос ученикам на горе
Фавор. И те, кто воспринял его учение — то учение, которое,
после того "как воскрес Сын Человеческий", понесли в мир
ученики — апостолы также восприняли как тайну, требующую
глубокого размышления, Преображение Иисуса Христа на горе
Фавор. Об этом событии не осталось апокрифических легенд и
преданий, но время сохранило толкования и размышления о нем
многих поколений богословов и философов — размышления, на
которые отзывалось, которые развивало и уточняло
христианское искусство. Размышляя о призванных к беседе с
Иисусом Христом Моисее и Илие, считали, что они были
избраны, так как при жизни были удостоены общения с Богом.
Кроме того, Илия был живым взят на небо, значит, и
небожителям через него, и царству мертвых через Моисея стало
известно о приходе в мир Иисуса Христа — Искупителя.
Представляли, что и с неба, и из подземного мира принесены
они были для беседы с Христом Но с течением времени эти
размышления обратились к главной части события — самому
Преображению Иисуса Христа. В XIV веке богословы
византийского мира истолковывали тот свет, которым проникся
преобразившийся, как осиявшую его божественную энергию.
Основное в Боге непостижимо, закрыто для человека, но эта
истекающая светом энергия может быть им воспринята — и ее-то
явил Иисус Христос людям в Преображении. Не только
"воспринять" путем духовного очищения, как развивали эту
мысль наиболее глубокие богословы, но и "стяжать" эту
энергию может человек, он способен добиться идеального,
просветленного состояния личности. Строго следуют слову
Евангелия уже древнейшие византийские изображения
Преображения Господня. Они несут все главные обстоятельства
события, в них воплощено в известной мере его чудесное
таинственное начало. Основные черты древнейших византийских
изображений сохранила русская иконопись и именно на их
основе создала в период своего расцвета образы Преображения,
постигающие те таинственные глубины события, о которых
размышляли поколения христиан. В дальнейшем древнерусское
искусство сохранило практически без изменения тот канон
Преображения, которым пользовались мастера XV века. Не
всегда с такой глубиной как в том столетии, но неизменно
стремились передать мастера то "чудо страшно и велико",
которое виделось в этом событии.